Объемный объект (аппарат)

Инструмент предназначен для вызова Мастера аппаратов, предназначенного для разработки изображений объемных конструкций технологических аппаратов.

Ограничения

Мастер аппаратов использует средства OpenGL, для корректной работы которых требуется глубина цвета не менее 16 бит.

Вызов

Вызов мастера аппаратов может быть выполнен также при помощи команды меню:

Вызов Мастера аппаратов для ранее созданного объекта выполняется двойным щелчком левой кнопкой мышки на этом объекте.

Создание объемного объекта сопровождается отображением всех манипуляций над ним в окне предварительного просмотра.

Создание объемного объекта можно разделить на следующие фазы:

Для каждой фазы создания объекта в Мастере аппаратов предусмотрены соответствующие закладки. После выполнения всех этапов создания объекта необходимо нажать кнопку OK в диалоге Мастера аппаратов. При этом объемный объект будет вставлен в верхний левый угол окна рисования. В дальнейшем с данным объектом можно выполнять все манипуляции, как и с другими графическими объектами: перемещение, изменение размеров, повороты, отражение и др.

Примечание: При изменении размеров объемного объекта сохраняются его пропорции, т.е. нельзя растянуть объект только по горизонтали или по вертикали.

Геометрия объекта

Все создаваемые объемные объекты построены из простых тел вращения (сфера, тор, конус, цилиндр или их частей), расположенных на общей оси. Каждая часть объекта ограничена сверху и снизу двумя плоскостями отсечения. При этом следующая часть объекта начинается сразу после плоскости отсечения, которая является общей для смежных частей объекта.

Для добавления новых элементов используйте группу кнопок: , , , , (поз. 1 на закладке Геометрия). При нажатии на одну из этих кнопок соответствующее тело вращения добавляется сверху к уже имеющимся частям объекта. Для изменения порядка следования тел вращения, составляющих объект, используйте кнопки прокрутки (поз. 4 на закладке Геометрия), действие которых применяется к активному элементу. Для выбора активного элемента щелкните на нем левой кнопкой мышкий в окне предварительного просмотра. При этом указатель текущего элемента (поз. 2 в окне предварительного просмотра) устанавливается напротив выбранного элемента.

Для настройки выбранного элемента предусмотрены движки R0, R1, Н (поз. 5 на закладке Геометрия) и соответствующие поля числового ввода. Назначение этих элементов управления поясняет одно из следующих изображений, появляющееся в диалоге Мастера аппаратов (поз. 2 на закладке Геометрия) в зависимости от выбранного объекта.

Для упрощения стыковки отдельных элементов объекта используйте режим согласования размеров сопрягающихся частей по ширине, для включения которого предусмотрены флажки Согласование ширины (поз. 3 на закладке Геометрия). При этом в местах соединения частей с согласованной шириной отображается символ ключа (поз. 3 в окне предварительного просмотра). При использовании согласования размеров изменение радиуса любого из элементов приведет к соответствующему изменению размеров всех сопряженных с ним элементов.

Видимая часть каждого элемента объекта определяется верхней и нижней плоскостями отсечения. Для изменения их положения подведите мышку в окне предварительного просмотра к верхней или нижней границе элемента и когда курсор примет вид перетащите его, удерживая левую кнопку мышки, вверх или вниз. При этом перемещение плоскостей отсечения ограничено высотой элемента.

Отводы

Для придания объемному объекту вида реального аппарата следующим шагом добавьте ему отводы, которые в зависимости от размеров могут выглядеть как штуцеры с фланцами или технологические люки. Для этого в диалоге Мастера аппаратов перейдите на закладку Отводы.

Добавление и удаление отводов выполняется соответственно кнопками и (поз. 2 на закладке Отводы), а их атрибуты определяются при помощи движков Смещение, Длина, Радиус, Угол поворота (поз. 3 на закладке Отводы).

Управление атрибутами отводов выполняется над активным отводом, выбранным в списке (поз. 1 на закладке Отводы), номера из которого отображаются в окне предварительного просмотра рядом с соответствующими отводами (поз. 1 в окне предварительного просмотра).

Освещение

Следующим этапом создания объемного объекта определяются настройки его освещения. Для этого в диалоге Мастера аппаратов перейдите на закладку Освещение.

Для изменения положения источника света нажмите левую кнопку мышки в окошке Положение и, удерживая ее нажатой, переместите указатель мышки в новое положение. При этом в окне предварительного просмотра аппарат изменяет свой вид в зависимости от положения источника света. Кроме того, на поверхность объекта можно нанести световой блик, указав признак Блик.

Для придания единообразного вида всем объемным объектам можно воспользоваться стандартным положением источника света. Укажите признак Использовать стандартные настройки освещения, который определяет характеристики освещения по умолчанию: наличие блика и смещение источника света вверх и влево от объекта.

Вращение

При построении сложных 3D-изображений полученный объемный объект можно развернуть вокруг осей X и/или Y. Для этого перейдите на закладку Вращение и поверните объект при помощи движков или указав точное числовое значение углов поворота. При этом в окне предварительного просмотра отображаются все вносимые изменения.

Поворот объемного объекта, полученного в Мастере аппаратов, вокруг оси Z достигается путем редактирования готового объекта инструментом Поворот.

После выполнения всех этапов создания объемного объекта необходимо нажать кнопку OK в диалоге Мастера аппаратов. При этом объект переносится из окна предварительного просмотра в окно рисования и появляется в верхнем левом углу. В дальнейшем с этим объектом можно выполнять все действия, как и с другими графическими объектами: перемещение, изменение размеров, повороты, отражение, изменение цвета и др.