Наборы ресурсов и графические объекты
По функциональному назначению компоненты проекта относятся к одному из следующих видов:
каналы – компоненты, определяющие алгоритм
работы проекта (см. Алгоритм работы
МРВ. Канал TRACE MODE 6).
Каналы могут создаваться в различных слоях, однако их окончательное
распределение по узлам в слое Система обязательно – в
противном случае они не будут экспортированы для МРВ (см. Технология разработки проекта в ИС
);
шаблоны – компоненты, которые при работе в
реальном времени могут вызываться каналами с передачей параметров.
Передача параметров настраивается при разработке проекта в ИС
посредством привязки аргументов шаблона к каналам или
источникам/приемникам;
источники/приемники – шаблоны
каналов обмена с различными устройствами и приложениями. Под
устройствами здесь понимаются контроллеры, а также внешние и
внутренние модули/платы различного назначения, обмен с которыми
поддерживается мониторами TRACE MODE (в том числе через драйверы).
Системные переменные TRACE MODE и встроенные генераторы также
создаются в ИС как источники/приемники;
наборы ресурсов – наборы текстов,
изображений и видеоклипов, которые могут быть использованы при
разработке шаблонов графических экранов;
графические объекты – компоненты,
представляющие собой в общем случае несколько графических элементов
(из имеющихся в редакторе представления данных), сгруппированных в
один. Графические объекты могут быть использованы при разработке
шаблонов графических экранов;
последовательные порты – параметры
COM-портов;
словари сообщений – наборы
сообщений, генерируемых при возникновении различных событий;
клеммы – эти компоненты, описывающие
электрические контакты (например, монтажных шкафов), являются
элементами схемы электрических соединений АСУ.
В TRACE MODE 6 определены каналы нескольких классов.
По функциональному назначению классы каналов можно сгруппировать следующим образом:
каналы для работы с данными (числовые каналы):
HEX16 – для работы с 2-байтовыми целыми
числами;
HEX32 – для работы с 4-байтовыми целыми
числами;
FLOAT – для работы с 4-байтовыми
вещественными числами (существуют две разновидности канала этого
класса – с обработкой и без обработки в канале);
DOUBLE FLOAT – для работы с
8-байтовыми вещественными числами;
TIME – для работы со значениями времени
(дата и время);
каналы для мониторинга:
Событие – для мониторинга объекта с целью
фиксирования возникновения/исчезновения на этом объекте некоторого
события или ситуации (например, аварии). Канал хранит историю
события и допускает его квитирование;
каналы для задания прав пользователей:
Пользователь – для задания прав
пользователя на разработку и/или запуск проекта;
каналы T-FACTORY:
Единица оборудования – для учета
единицы оборудования, планирования и мониторинга ее
техобслуживания;
Персонал – для учета работника, а также
планирования и мониторинга его участия в техобслуживании
оборудования;
M-ресурс – для учета
складских ресурсов;
D-ресурс – для мониторинга
техобслуживания оборудования и ряда других задач;
каналы многофункционального назначения:
CALL – свойство вызов канала этого
класса конфигурируется для выполнения различных функций. В ИС можно
создать следующие каналы этого класса с предустановленным свойством
вызов (при создании такого канала в соответствующем слое
шаблонов создается шаблон, вызываемый каналом):
Экран – канал с вызовом шаблона экрана;
Программа – канал с вызовом шаблона программы;
Документ – канал с вызовом шаблона документа;
Связь с БД – канал с вызовом связи с базой данных.
Для всех классов канала в ИС имеется соответствующий редактор (см. Редакторы каналов ).
Шаблон можно рассматривать как функцию, которую вызывает основная программа (монитор) с передачей определенных значений. Шаблоны вызываются каналами класса CALL (шаблоны программ могут быть вызваны каналами других классов с настроенным свойством вызов) при их отработке монитором (см. Потоки монитора ).
Значения в шаблон передаются через его аргументы. Эта передача настраивается в ИС с помощью привязки аргументов шаблона к каналам или источникам/приемникам в редакторе аргументов (см. Табличный редактор аргументов ). Передача аргументов при вызове шаблона обязательна – другими словами, шаблон должен иметь хотя бы один аргумент.
В соответствующих слоях структуры проекта могут быть созданы следующие шаблоны (компоненты проекта):
шаблон программы – разработка
программ подробно рассматривается в разделе Программирование
алгоритмов;
шаблон экрана, графической
панели, мнемосхемы – разработка графического
интерфейса оператора подробно рассматривается в разделе
Разработка графического интерфейса;
шаблон документа – разработка
документов (отчетов) подробно рассматривается в разделе
Генерация документов;
шаблон связи с базой
данных – компонент проекта, в котором хранятся SQL-запросы к
определенной базе данных (см. Обмен с базами данных ).
Источники/приемники разбиты на предопределенные группы в слое Источники/Приемники (см. Назначение групп источников (приемников) ).
Параметры источников/приемников задаются в соответствующих редакторах (за исключением моделей и встроенных генераторов TRACE MODE, которые не имеют редакторов).
Наборы ресурсов и графические объекты
Ресурсы и графические объекты используются при разработке графических экранов оператора (см. Операции с ресурсными библиотеками и Операции с графическими объектами ).
В слое Ресурсы могут быть созданы следующие компоненты проекта:
Набор текстов;
Набор изображений;
Набор видеоклипов;
Графический объект.
Наборы ресурсов снабжены соответствующими редакторами (см. Редактор библиотек текстов , Редактор библиотек изображений и Редактор библиотек видеоклипов ); графический объект разрабатывается так же, как графический экран, – в редакторе представления данных (РПД).
Для описания параметров последовательного порта предназначен компонент COM-порт. Этот компонент может быть создан в узле в группе COM-порты.
Параметры последовательных портов задаются в ИС для узлов; при запуске узлов под управлением мониторов эти параметры устанавливаются для портов аппаратных средств, на которых размещены узлы.
Данный компонент имеет соответствующий редактор (см. Редактор параметров COM-порта ).
Сообщения, которые будут генерироваться по каналам в различных ситуациях при работе АСУ, могут быть определены в словарях (см. Редактор словарей сообщений ). Эти сообщения могут быть отправлены в виде SMS-сообщений на указанный номер сотового телефона, переданы по сети консолям и т.д. Словари сообщений задаются в ИС для узла. Направление передачи сообщений задается в редакторах словарей, при этом во всех случаях сообщение заносится в отчет тревог (если отчет тревог для узла не задан, монитор не генерирует сообщений).
В дочерней группе Словари сообщений узла могут быть созданы следующие словари:
Словарь для HEX16 – сообщения
по каналам класса HEX16;
Словарь для HEX32 – сообщения
по каналам класса HEX32;
Словарь для FLOAT – сообщения
по каналам класса FLOAT;
Словарь системный – сообщения по
системным событиям;
Словарь для персонала –
сообщения по каналам класса Персонал;
Словарь для оборудования –
сообщения по каналам класса Единица оборудования;
Словарь для каналов
D-ресурс – сообщения по каналам класса
D-ресурс;
Словарь для каналов
Событие – сообщения по каналам класса Событие;
Словарь для каналов
M-ресурс – сообщения по каналам класса
M-ресурс;
Пользовательский словарь –
сообщения, генерируемые с помощью системной переменной
@Message (группа СИСТЕМНЫЕ).
В отсутствие словарей в узле, а также в отсутствие связи канала со словарем, монитор генерирует собственные сообщения, которые, как правило, совпадают с сообщениями, заданными в словарях по умолчанию.
Эти компоненты описывают электрические контакты (например, монтажных шкафов) и являются элементами схемы электрических соединений АСУ. В редакторе для клемм задаются параметры подсоединенных проводов с указанием принадлежности проводов к жгутам (см. Редактор клемм ).